05 июля 2014 г. игуменией Знаменского монастыря г. Коврова матушкой Афанасией (по благословению игумении Тавифы Свято-Троицкого женского епархиального монастыря г. Муром) для тюремного храма была принесена в дар икона Божией Матери «Ктиторская» — список с чудотворной иконы, пребывающей на Афоне.
Утром икону привезли в храм Всех Святых п. Мелехово. После молебна с чтением акафиста, верующие смогли приложиться и попросить заступничества Божией Матери и помощи в нуждах. Затем икону проводили в колонию № 6 к месту ее постоянного пребывания.
В тюремном храме был отслужен молебен, заключенные приложились к чудотворному образу. Игумения Афанасия обратилась к прихожанам с поздравлением, настоятель храма о. Алексей Анфалов сказал проповедь и была проведена беседа с заключенными.
Ктиторская икона Божией Матери
Находится икона в Ватопедском монастыре на Афоне. Пожертвована монастырю императором Василием Великим (379 – 395 гг.), который считался ктитором – устроителем и украсителем монастыря, отсюда и название иконы.
День празднования: 3 февраля (21 января по старому стилю).
Икона находится в приделе Сорока мучеников, помещена рядом с ракой преподобного Афанасия, напоминая, что монастырь построила Богородица.
Предание первое:
В то время, как арабы, разоряя Крит, Сицилию и другие острова, расхищали и святую Гору и были уже близ Ватопеда, экклесиарх успел скрыть сию икону, известную под названием «Ктиторской», и Крест — в колодезь, который находится под помостом алтаря. Утвердив пред этими святынями горящую свечу и надвинув сверху мраморную плиту, он бросился было бежать, но — не успел: враги схватили его и увели в плен на остров Крит.
Долго томился там несчастный пленник и, наконец, по милости Божией, получил свободу. С нетерпением и радостью вернулся он, как в свою отчизну, на Святую Гору, где уже по-прежнему начали процветать обители.
Там, в развалинах великолепного Ватопеда, он нашел небольшой кружок братства, обновлявшего обитель от разорения, и поселился с ними. Между тем он вспомнил о скрытых святынях — иконе Пресвятой Богородицы и животворящем Кресте, и спросил о них братию, но никто ему не мог отвечать на то.
Чтобы не оставить Божественной святыни в земле, экклесиарх указал на место, куда скрыл он икону и Крест, и просил отнять одну из плит алтарного помоста.
Что же?
Когда вскрыли плиту, нашли действительно при колодезе икону Пресвятой Богородицы и животворящий Крест;сама свеча еще горела пред ними…
И в настоящую пору свеча эта горит неугасимо — справа при иконе Богоматери; подбавляя воску, иноки таким образом ее сберегают из рода в род. И, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители.
Предание более раннее:
В алтаре замечательны иконы Божией Матери, из которых одна называется Ктиторскою, а про чие «Игрушками царицы Феодоры». Тогда как сирийские варвары расхищали Святую Гору (в 862 году), о чем сейчас мы упоминали, и были уже близ Ватопеда, екклесиарх успел скрыть икону, известную под названием Ктиторской, и крест — в колодезь, который находится под помостом алтаря, утвердил пред этими святы нями горящую свечу и, надвинув сверху мраморную плиту в уровень с помостом, бросился было бежать, но не успел: варвары его схватили и впоследствии продали на остров Крит, или Кандию.
Семьдесят лет томился там несчастный пленник и наконец, по милости Божией, полу чил свободу. С нетерпением и радостью полетел он, как в свою отчизну, на Святую Гору, где уже по-прежнему начали процветать святые обители. Там в развалинах великолепного Ватопеда он нашел небольшой кружок братства, обновившего обитель от недавнего разорения, и поселился с ними.
Между тем он вспомнил о скрытых им святынях — иконе Пресвятой Богородицы и Животворящем Кресте, и спросил о них тогдашнего настоятеля Николая и братию, но никто ему не мог отвечать на то удовлетворительным образом.
Чтоб не оставить Божественной святыни в земле, екклесиарх указал им место, куда скрыл он святую икону и крест в нашествие варваров, и просил отнять одну из плит алтарного помоста.
Что же? Когда вскрыли плиту по указанию прежнего екклесиарха, нашли действительно при колодезе и икону Пресвятыя Богородицы, и Животворящий Крест; самая свеча еще горела пред ними. И в настоящую пору свеча горит неугасимо; подливая масла, иноки таким образом ее сберегают из рода в род, и, конечно, она останется до последнего дня существования этой обители.